Логопедический пункт

Руководитель ЛОГОПУНКТа — учитель-логопед Харченко Елена Юрьевна

Приемный день для родителей (законных представителей): ПОНЕДЕЛЬНИК, ЧЕТВЕРГ с 17.00 до 18.00

Адрес логопедического пункта: 184209 г. Апатиты, Мурманская обл., ул. Жемчужная, д.7.

E-mail: dou58-apatity@bk.ru

Виды коррекционной помощи

Логопункт создается на   на базе МБДОУ детский сад № 58 в целях своевременного  развития и оказания практической помощи воспитанникам образовательного учреждения, имеющим нарушения устной речи.

Основными задачами Логопункта являются:

  • Своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста (диагностика речевых нарушений у воспитанников образовательного учреждения);
  • Коррекция нарушений в развитии устной речи у воспитанников образовательного учреждения (проводятся индивидуальные занятия с детьми, имеющими речевые нарушения):

— развитие артикуляционного праксиса, фонационные упражнения,

— коррекция недостатков звукопроизношения,

— развитие фонематического восприятия, формирование готовности к звуковому анализу и синтезу слов,

— коррекция нарушения лексико-грамматического строя, расширение лексического запаса и закрепление доступных возрасту грамматических категорий в процессе закрепления исправленных звуков.

— отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур.

  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Комплектование:

1.  Комплектование логопедического пункта осуществляет образовательное учреждение, на базе которого функционирует Логопункт из  воспитанников ДОУ.

2.   Выявление воспитанников старшего дошкольного возраста  с нарушениями в речи для зачисления в логопункт на весь учебный год проводиться в сентябре месяце. Дети второй младшей, средней возрастных  групп обследуются в течение года.

3.  Учитель-логопед составляет списки детей старшего дошкольного возраста  нуждающихся в специализированной логопедической помощи на основании:

  • анализа предоставленных документов;
  • результатов первичного логопедического обследования воспитанников образовательного учреждения;
  • логопедического заключения логопеда детской  поликлиники (во время ежегодных логопедических обследований детей общеобразовательных детских садов);

4.  Основанием для зачисления ребѐнка в Логопункт является:

  • заявление родителя (законного представителя);
  • выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии либо заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
  • приказ руководителя учреждения.

5. Включение новых детей – логопатов для коррекционной работы на логопункт ДОУ осуществляется в течение года  при наличии свободных мест и  решением консилиума ДОУ, по представлению учителя- логопеда из списка детей с речевой патологией данного ДОУ.

6. Число детей на Логопункте не должно превышать 20 воспитанников образовательного учреждения на 1 ставку учителя-логопеда.

7.   Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.

8.    Правом внеочередного зачисления на Логопункт пользуются дети в возрасте 5-6 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.

Перечень нарушений

В логопедический пункт зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста ДОУ, имеющие нарушения в развитии устной речи родного языка:

— общее недоразвитие речи;

— фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

— фонетическое недоразвитие речи;

— нарушение произношения – фонетический дефект;

Воспитанники образовательного учреждения с тяжелыми нарушениями речи (с заиканием, общим недоразвитием 1, 2, 3 уровнем  речи и задержкой психического развитии) с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом ДОУ и логопедом детской поликлиники на  комплексное обследование специалистами городской ПМПК, с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о зачислении ребенка в детский сад со специальной речевой (коррекционной) группой.

Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года после устранения речевых нарушений у воспитанников.

В итоге логопедической работы дети должны:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

Основные формы работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия (подвижные подгруппы-2-5 детей).  Подгруппы формируются на определенных периодах логопедической работы для оптимизации коррекционного процесса с учѐтом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей.

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, психофизическими особенностями детей:

  • с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, – не менее 3 раз в неделю;
  • с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи, – не менее 2 раз в неделю;
  • с детьми, имеющими фонетические дефекты, – не менее 2 раз в неделю;

Срок коррекционной работы с  ребенком на Логопункте зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных особенностей ребенка и составляет:

от 2 до 6 месяцев– для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);

9 месяцев – для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;

до 2 лет – для детей с ОНР ІІІ уровня речевого развития.

Условия реализации программы:

—    Для Логопункта выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;

— Логопункт обеспечивается специальным оборудованием,  дидактическим и игровым материалом и дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук;

— Осуществлятется  комплексный подход  при коррекции речи.  В целях уточнения диагноза воспитанники образовательного учреждения с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.);

— Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с педагогами и специалистами ПМПк ДОУ и врачами детской поликлиники, а также с родителями (законными представителями) воспитанников образовательного учреждения;

Продолжительность логопедических занятий определяется с учетом возраста детей в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.3049-13)

— Равномерное распределение коррекционно-речевой нагрузки на детей с речевыми дефектами рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и показателей максимально допустимого объема образовательной нагрузки применительно к возрасту.